Выставка «Защитник Святой Руси» представляет произведения отечественных художников из фондов Курганского областного художественного музея им. Г.А. Травникова, мастерских курганских художников и участников пленэра «Зауралье на перекрестке времен» из разных городов России. Это произведения, непосредственно связанные с жизнью и деятельностью Александра Невского, а также посвященные ему пейзажи с зауральскими храмами и храмами в его честь.

Центральное место в экспозиции выставки занимают офортные листы «Ледовое побоище», «Гаврило Олексич» и «Собирается войско» из  серии иллюстраций к книге «На поле Куликовом» академика РАХ, народного художника России А. Шмаринова.

Еще одно произведение, непосредственно ассоциирующееся с образом Александра Невского – декоративная композиция из трех керамических ваз курганского мастера В. Шелепова. Две вазы  по форме напоминают луковицу храма и шлем русского богатыря, третья – круглую башню крепости с бойницами. На одной из них славянской вязью написано знаменитое изречение князя Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».

Целый ряд живописных и графических пейзажей запечатлел места, связанные со страницами биографии святого благоверного князя. Так неоднократно представлен в пейзажах Переславль-Залесский – родина Александра Невского. Здесь он родился  и был крещен в Спасо-Преображенском соборе, одном из самых ранних древнерусских храмов, на редкость хорошо сохранившемся до наших дней. Спасо-Преображенский собор нашел отражение в акварели О. Луцко «На родине Александра Невского. Переславль-Залесский». Беленые стены однокупольного храма сияют сквозь ветви деревьев, привлекая уютным и соразмерным человеку обликом.

Переславль-Залесский стал местом паломничества российских художников. В разные годы здесь побывали и несколько курганских живописцев и графиков. Акварельные листы  И. Щетинина и В. Хорошаева запечатлели образ старинного Даниловского монастыря. Композиция Н. Щетининой «Икона» - собирательный образ полуразрушенной временем старинной иконы, навеянный поездкой в Переславль-Залесский и знакомством с его храмами и монастырями.

В детстве Александр вместе со старшим братом был перевезен в Новгород, где они стали княжичами новгородских земель. Новгород предстает на выставке в акварели новгородского акварелиста С. Пустовойтова «Новгород. Антоний Римлянин. XII век». Во время Великой Отечественной войны художник отвоевывал новгородские святыни у фашистов. За много лет им создан цикл акварелей «Великий Новгород», куда вошло 500 листов! Представленный на выставке пейзаж – из их числа. Анто́ний Ри́млянин — святой Русской православной церкви, основатель новгородского Антониева монастыря, где расположен собор Рождества Пресвятой Богородицы 12 века с типичными чертами новгородской архитектуры: монументальностью, простотой, отсутствием излишнего декора. Стены собора помнят Великого новгородского князя Александра Невского.

После смерти отца Александру в правление достался Киев и «Вся земля Русская». Киев на то время был разорен татарами, и Невский решил остаться жить в Новгороде, откуда на протяжении шести лет отражал нападения врагов. Акварель народного художника Г. Травникова «Стрижи над Подолом» предлагает зрителю взглянуть на Киев с высоты птичьего полета. В панорамном пейзаже виден Днепр, приднепровская низина – район древнего Подола, киевские холмы, на одном из которых возвышается древняя Кирилловская церковь 12 века, уцелевшая даже во время нашествия Батыя в 13 веке. Великий князь киевский Александр Невский видел ее в другом облике, т.к. сегодняшний храм  предстает в реставрированном  виде в стиле украинского барокко.

Последнее десятилетие жизни Александра Невского связано с княжением во Владимире. После смерти он был здесь похоронен в Рождественском монастыре. В цветном офорте владимирского графика заслуженного художника России В. Рузина «Козлов вал» изображен район древнего земляного сооружения во Владимире, застроенный и видоизмененный за много веков. Вал защищал город от разных захватчиков, но не смог спасти Владимир от Батыевых полчищ. Спасская церковь в пейзаже, - это первый известный каменный храм во Владимире 12 века. Первоначально Спасский храм представлял собой одноглавую церковь, ставшую прообразом знаменитого храма Покрова на Нерли. Современная Спасская церковь выстроена в конце 18 века из кирпича взамен древней, сгоревшей.

Курганский художник Н. Годин, побывавший в Доме творчества «Старая Ладога», написал древнюю Староладожскую крепость на высоком обрывистом берегу Волхова. Рядом с крепостной башней возвышается храм Святого Георгия Победоносца 12 века.  С именем Александра Невского связана одна местная легенда, гласящая, что перед битвой на Чудском озере князь освятил в этом храме свой меч, что и обеспечило ему победу. При въезде в Старую Ладогу располагается Никольский мужской монастырь, основанный князем Александром Ярославичем после прославившей его Невской битвы в честь своих погибших ратников.

Пскову, столь важному городу в истории Древней Руси и в период княжения Александра Невского, посвятил два пейзажа курганский живописец Э. Алексеев, побывавший там в творческой поездке. На холсте «Псков. Кремль» художник запечатлел вход в Псковский кремль и открывающийся взгляду Свято-Троицкий кафедральный собор. В 1242 году перед началом Ледового побоища в этом соборе вместе с псковичами молился о победе над псами-рыцарями князь Александр Невский. На холсте Э. Алексеева этот храм предстает перестроенным в конце 17 века на месте сгоревшего. На другом холсте живописца изображена псковская церковь Покрова конца 14 века, ставшая свидетельницей осады Пскова в 16 веке войсками польского короля Стефана Батория.

Опосредованно относящиеся к теме выставки две графических композиции курганца С. Кежова удачно дополняют образ Святой Руси, защитником которой был  Александр Невский. Это листы из серии «Святыни христианского мира», выполненные в выразительной авторской технике.

Несколько живописных и графических произведений на выставке посвящены храму святого благоверного Александра Невского в Кургане, освященного в 1902 году. Живописный пейзаж 1994 года заслуженного художника России В. Пичугина запечатлел собор, еще не надстроенный, не восстановленный в первоначальном виде. Произведения нового века представляют главный храм Кургана уже после реконструкции. Это акварели новосибирца М. Лямкина и москвички С. Решетовой, побывавших на фестивалях акварельного творчества в Кургане, графический лист курганского автора Т. Меженовой, входящий в ее большую серию «Храм», а также холст курганца С. Филатова, изобразившего уютный уголок городского сада у подножия кафедрального храма.

Часть экспозиции занимают произведения, созданные накануне открытия выставки во время пленэра российских художников «Зауралье на перекрестке времен», который проходил в Курганской области с 18 по 25 апреля. Организаторы пленэра – Курганский областной художественный музей им. Г.А. Травникова (куратор О.В. Луцко, член ВТОО «Союз художников России», член Санкт-Петербургского Общества акварелистов, художник, искусствовед), Курганское региональное отделение Императорского Православного Палестинского общества (кураторы - председатель КРО ИППО А.А. Брюханов, депутат Курганской областной Думы и В.Ю. Мурзин, главный редактор журнала «Мое Зауралье», депутат Шадринской городской Думы), а также Шадринский государственный педагогический университет.

Пленер прошел под знаком празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. В течение недели художники работали в самом городе Шадринске, на родине Архимандрита Антонина Капустина - в селе Батурино, в Успенском Далматовском мужском монастыре, Свято-Введенском женском монастыре села Верх-Теченское, в селах Широковском и Крестовском. Зауральская земля принимала художников  из Екатеринбурга, Кирова, Перми, Уренгоя, Магнитогорска. И, конечно, авторы – представители Кургана, Шадринска и Далматова приняли участие в этом пленэре. Старинный купеческий Шадринск предоставил художникам множество выразительных архитектурных мотивов для воплощения их на холстах и на бумаге: собор во имя Святителя Николая Чудотворца, Спасо - Преображенский собор, Воскресенская церковь, а также хорошо сохранившиеся  купеческие дома.

Все дни пленэра были очень насыщенными: не только творческими, но и познавательными. Уже в первый день  В.А. Кочкина, большой знаток краеведения и бывший сотрудник Шадринского краеведческого музея, провела подробную экскурсию по Шадринску и познакомила группу художников с достопримечательностями города.

Кроме экскурсии по городу, гости побывали в Культурно-просветительском центре регионального отделения Императорского Православного Палестинского Общества.  Со словами приветствия к художникам обратился председатель общества А.А. Брюханов, а его заместитель В.Г. Собакина познакомила с историей жизни и деятельности нашего земляка Архимандрита Антонина Капустина. Поэтому последующая поездка на его родину в село Батурино стала для участников пленэра более плодотворной и эмоционально наполненной. Во многих произведениях художников остались изображенными храмы - большой каменный трехпрестольный в честь Иоанна Предтечи в селе Крестовское, в котором хранилась явленная икона, ставшая главной святыней всей округи и привлекавшая поток верующих со всей Сибири, Урала и Приуралья (там проходила ежегодная большая Крестовская ярмарка, вторая по величине после Ирбитской в Южном Зауралье); а также храм в честь Рождества святого Иоанна Предтечи в селе Широковское Далматовского района - еще один памятник градостроительства и архитектуры, объект культурного наследия Федерального значения. 

Участники пленэра были гостями Свято-Введенского женского монастыря, который находится в селе Верхняя Теча Катайского района. Возрожденный ныне монастырь был основан в 1680 году Далматом Исетским на берегу Исети, недалеко от знаменитого Успенского Далматовского мужского монастыря. Одна из страниц истории этого монастыря повествует о том, что в  правление Анны Иоанновны, когда монастыри, в том числе Далматовский мужской и Введенский женский, служили местом ссылок, в обитель под караулом в 1735 году  была доставлена 20-летняя княжна Параскева Юсупова, насильно постриженная в Тайной канцелярии. В монастыре она пробыла в заточении до конца жизни и «погребена в монастырской ограде в ряду других монахинь». Успенский Далматовский мужской монастырь, раскинувшийся на высоком берегу реки Исеть и основанный в 1644 году прямым потомком одного из казаков ермаковской дружины – Дмитрием Ивановичем Мокринским (Далматом), стал следующим пунктом путешествия мастеров живописи и графики. Неизгладимое впечатление на художников  произвела архитектура и сама  благодатная атмосфера Далматовской обители.

Десятки этюдов были написаны на пленэре и еще не раз художники обратятся к оставшимся в их памяти и душах образам Зауральской земли.   Учащиеся Шадринской детской художественной школы им. Ф.А. Бронникова и студенты Шадринского государственного педагогического университета в течение нескольких дней  получили уникальную возможность наблюдать за творческим процессом работы профессиональных художников и сами подключились к творческой деятельности.

Всего в экспозиции представлено около 40 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В витрине экспонируются репродукции гравюры и икон с изображением Святого Александра Невского, а также снимок церкви Преображения Господня в Батурино, находящейся сейчас в процессе реставрации, и фрагменты осыпавшегося  лепного декора ее интерьера.

Информация

ДАТА:
6 мая—28 мая
ВРЕМЯ:
10:00—18:00
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новости о последних мероприятиях Музея первыми