ВЫСТАВКА  "ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ  РЕВОЛЮЦИЯ.

100 ЛЕТ  СПУСТЯ"

 

События 1917 года – поворотный рубеж как в новейшей истории нашей страны, так и всей европейской истории XX века. В результате революции Россия оказалась первой страной в истории человечества, попытавшейся построить социалистическое общество.    Выставка является попыткой отражения через художественные образы разных взглядов современников на величайшее событие ХХ века - Октябрьскую социалистическую революцию 1917 года в России - и последовавшие за ней радикальные преобразования во всех сферах жизни нашей страны, которые и через 100 лет вызывают пристальный интерес ученых и историков, являются предметом яростных споров  уже не одного поколения наших соотечественников.

Представленные на выставке произведения являются частью собрания Курганского областного художественного музея. На них запечатлены ключевые моменты истории первого в мире государства рабочих и крестьян: от революционного залпа "Авроры" и гражданской войны,  индустриализации и коллективизации,  Великой Отечественной войны, освоения целины и покорения космоса до обличения эпохи репрессий  и развала СССР.  Они являются ярким документом эпохи, в зримых образах отражающим важный период нашей общей истории с его пафосом созидания и энтузиазмом, достижениями и заблуждениями. Ключевой фигурой революционных преобразований в России является В.И. Ленин. Ему посвящен целый раздел в экспозиции выставки.

Самые ранние по времени создания произведения живописи на выставке - 1920-1930-х годов - выражают отношение к революционным событиям и строительству нового мира художников, которые сами были их непосредственными свидетелями и участниками. Пафос строительства нового мира, наполняющий индустриальные пейзажи в годы первых пятилеток, звучит  в «Строящемся Риддере» московского живописца Г. Шегаля. В 1931 году Г. Шегаль отправился в поисках индустриальных мотивов  на строительство Лениногорского полиметаллического комбината, называемого в народе Риддером по имени немца-первооткрывателя залежей руды в Алтайском крае еще в 18 веке. Четыре месяца Г. Шегаль работал в металлургических цехах, писал индустриальные пейзажи, рисовал в шахтах, куда ежедневно спускался писать портреты рабочих.  Художник выступал перед строителями Риддера с докладами об искусстве, провел свою большую отчетную выставку (150 рисунков и картин!) перед отбытием в Москву.

Представитель саратовской художественной школы Е. Егоров был в творческой командировке на строительстве канала «Москва-Волга» в 1938 году. Этому грандиозному событию посвящены серии его рисунков, гравюр и картин. Волею судьбы оказавшийся в Подмосковном Дмитрове, где для строительства канала «Москва-Волга» был специально развёрнут ДмитровЛаг, художник Е. Егоров стал вольным и невольным очевидцем  самоотверженных трудовых подвигов и громадных человеческих жертв, исчисляющихся в сотнях тысяч, в рядах каналармейцев - узников ДмитровЛага.  Может быть, поэтому в наши дни на первый план восприятия  его  произведения «Канал им. Москвы. Каравеллы Колумба»  выходит не романтическая предгрозовая атмосфера пейзажа, а  внутренний драматизм образа.

«Портрет Ташлановой, делегатки II-го съезда колхозников-ударников», написанный Г. Шегалем в 1936 году, весьма необычный. По сути это даже не портрет, ведь лица модели зрителю не видно: женщина представлена со спины, выступающей с трибуны. Перед зрителем предстала не просто узбечка в национальном наряде, а новая женщина советского Востока, освобожденная от многовекового гнета этнических и религиозных условностей, снявшая чадру и ставшая на одну ступень с мужчинами в строительстве нового мира. Это живописный этюд к масштабному, исторически значимому полотну 1936 года, хранящемуся в Государственном Русском музее, - «Вождь, учитель и друг», названному так в честь И.В. Сталина, одного из главных персонажей картины. Картина посвящалась  важному событию советской истории - состоявшемуся в феврале 1935 года II-му Всесоюзному съезду колхозников-ударников, который закрепил за колхозами обрабатываемые ими земли в вечное пользование.  

Казалось бы, что такого значимого для представления о жизни в молодой Республике советов дает небольшой портрет "Володя" М. Кирсанова, написанный им в 1922 году? На портрете изображен читающий книгу ребенок при скудном свете в крестьянской избе. Кирсанов обратился к этому мотиву во время государственной кампании по ликвидации безграмотности в стране, которая станет спустя несколько десятилетий самой читающей страной в мире, а затем и первая вырвется на просторы Космоса.

Историко-революционный жанр в советском искусстве на долгие годы станет самым востребованным, зачастую определяющим судьбу художника. Произведения, посвященные значимым событиям в истории СССР, занимали центральное место на столичных и провинциальных выставках. Особое внимание уделялось юбилеям Революции. В экспозиции представлены  масштабные полотна Б. Евлентьева "Да здравствует социалистическая революция!" (1977) и "Стачка" (1987). К этому же событию написана композиция В. Пичугина "Голоса памяти" (1987). Несомненный интерес зрителей вызовет  ряд эскизов Г. Травникова 1967 года к телеспектаклю по революционной поэме А.Блока "Двенадцать", снятому на Курганской студии телевидения в честь 50-летия Великого Октября, а также картина Б.Евлентьева "Групповой портрет первых милиционеров Зауралья» (1987).

Легендарной Красной Армии тоже посвящалось немало произведений. Среди них - монументальное полотно Н. Соломина "Буденновцы" (1968), батальная картина А. Жабского "Боевой 18-й год" (1976-1977), часть триптиха "Трудные годы России" (1987) И. Лохматова.

В истории  «Портрета Щорса» (1935) П. Васильева, поступившего в собрание музея из фонда «Росизопропаганда» в 1982 году, есть свои белые пятна. Известный автор обширной графической ленинианы, П.В. Васильев получил в 1934 году заказ от Музея Рабоче-Крестьянской Красной Армии на исполнение  живописных портретов двух легендарных героев гражданской войны - Василия Чапаева и Николая Щорса. Портреты были написаны,  но почему «Портрет Н. Щорса» (1935)  оказался в «Росизопропаганде»? Возможно, это авторское повторение портрета из Музея РККА, выполненное в связи с растущей популярностью Щорса. Дело в том, что  в 1935 году Сталин  объявил Щорса «украинским Чапаевым», и  он  на долгие годы стал культовой фигурой в Стране Советов, увековеченной в памятниках, фильмах, песнях, названиях  улиц и т.д.

Графики создавали обширные серии, являющие собой  художественную летопись Гражданской войны и образы прославленных красных командиров. На выставке представлены батальные акварельные композиции П.Чернышева, героем одной из которых стал легендарный комдив Василий Чапаев, и литографский лист  В.Петровой, запечатлевший самого юного в истории Гражданской войны командира полка Аркадия Голикова, больше известного старшему поколению под именем детского писателя Гайдара.

В свете современных знаний о судьбе многих известных советских военачальников в 1930-е годы воспринимается и бронзовая фигура В.К. Блюхера, авторами которой стали московские скульпторы Г.Кузнецов и В.Мокроусов.  Активный участник Гражданской войны на Урале и в Крыму, Маршал Советского Союза, военный министр Дальневосточной Республики, Василий Блюхер 22 февраля 1938 года в связи с XX-й годовщиной Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота был награждён вторым орденом Ленина, а 22 октября этого же года был арестован, после допросов и пыток подписал признание об  участии в военном заговоре и умер 9 ноября 1938 года в Лефортовской тюрьме.

Монументальной пропаганде идеалов и завоеваний Октябрьской революции уделялось особое внимание на протяжении всей истории СССР.  В 1978 году в Кургане был установлен памятник одному из первых советских дипломатов, соратнику Ленина и нашему земляку Л.Б. Красину работы московского скульптора Ю.Чернова. Предшествующий памятнику скульптурный портрет Красина  был передан нашему музею, он также представлен на выставке.

Наиболее ярко революционный пафос выражается в двух произведениях нашего земляка, скульптора с мировым именем И.Д. Шадра. Его "Юноша со знаменем" (1938) предназначался для оформления советского павильона на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Однако это произведение так и осталось скульптурной моделью, т.к. конкурс выиграл Н.Андреев со скульптурой "Рабочий со звездой".  Бронзовый портрет А.М. Горького (1939) создавался в процессе работы Шадра над памятником в Москве знаменитому пролетарскому писателю, основателю соцреализма в советской литературе и искусстве. После смерти Шадра в 1941 году памятник Горькому  завершила уже после войны В.И. Мухина, автор знаменитой скульптурной группы «Рабочий и колхозница».

Знаковая для выставки картина Д.Черкеса "На фронт. Зима 1941 года" (1941-1943) посвящена военному параду на Красной площади 7 ноября 1941 года, после которого войска сразу уходили на защиту столицы от врага, а по большому счету и завоеваний Революции.

В государстве рабочих и крестьян искусство приравнивалось к идеологическому оружию. Типичными образцами советского искусства являются заказные живописные портреты передовиков производства и колхозного труда, типизированные  герои - рабочие и работницы - в скульптуре. Образы трудового народа и картины его героических свершений представлены  и на этой выставке.

С общим патетическим настроем выставки с её классическими  музейными произведениями контрастируют два живописных полотна курганских художников, написанные на рубеже 1980-1990-х годов и отразившие их авторские размышления на больные для того времени темы.   Сюрреалистическая по духу картина Б.Орехова "Погружение" представляет огромную тонущую (или поднимающуюся из топи забвения?) монстроподобную голову Сталина или его поверженного памятника. Неоднозначность образа, его аллегоричность и экспрессивность дают повод для широких зрительских ассоциаций и, несомненно, дискуссий. Монументальный холст В.Чалого "Репортаж", задуманный как отклик на злодеяния военной хунты в Чили, а в процессе многолетней работы  и на августовский путч 1991 года в Москве, он с каждым годом приобретает все более обобщенный художественный смысл, становясь образом противостояния власти и народа, революционного мятежа, военного переворота, которым в нашем беспокойном мире, кажется, не будет конца.

По замыслу организаторов выставки, представленные на ней произведения и материалы должны разбудить историческую память, заставить задуматься о противоречивой природе  такого великого события, как наша Октябрьская революция, принять её  светлые и темные стороны как свершившийся факт и достояние нашей отечественной истории.

 

С.И. Кулакова, искусствовед

 

 

 

01 02

03 04 

 

05 06

07 08 

 

  

 

Copyright © 2011-2017 ГБУК "Курганский областной художественный музей". Все права защищены. При использовании материалов сайта интернет-изданиями ссылка обязательна.