7 апреля 2020

Смотрите по ссылке.

Огненное восхождение Ильи - пророка. 1906 - 1907. Темпера, левкас, паволока, дерево. 85,5х75,8х2,7. Мастерская Георгия Федотовича Шалавина (с. Каргапольское, Шадринский уезд) Сюжет иконы «Огненное восхождение Ильи-пророка» основан на библейском рассказе об одном из ветхозаветных пророков Илье (Илие), который был аскетом – подвижником, грозным обличителем, слышавшим в пустыне глас божий, он проповедовал, предсказывал будущее от имени Бога. Композиция иконы включает в себя несколько сцен из текстов Ветхого завета (III - IV Книги царств). В центре на фоне пещеры седовласый Илья, опирающийся рукой на посох, правая рука в воспринимающем божественное благословение жесте. Слева вверху ворон, принесший ему пищу - виноградную лозу. Слева сцена явления ангела Илье во сне. Выше сцена с жертвенным огнем, зажженным Ильей перед язычниками по молитве. Справа от центральной части - сцена перехода Ильей и его учеником Елисеем через реку Иордан, как посуху. Сюжет «Огненное восхождение Ильи-пророка» был популярен у старообрядцев, которых привлекала тема очищения огнем, пустынножительства. Библейский рассказ о вознесении Ильи живым на небо на огненной колеснице - прообраз Вознесения Господня, передан в верхней части иконы. В красном облаке в декоративной колеснице, объятой божественным пламенем и запряженной четверкой крылатых коней, которыми правит ангел, Илья возносится на небо. Не зря Илье приписывают власть над стихийными силами природы - огнем, грозой, молнией. Илья оставляет Елисею свою милоть в знак продолжения пророческого дара, а огненное восхождение благословляет бог Саваоф со сферой (на сфере восьмиконечный крест с орудиями страстей). По преданиям, пророк Илья вознесся телесно, и умрет лишь тогда, когда вернется на землю обличить антихриста перед вторым пришествием Христа. Иконы «Огненное восхождение Ильи-пророка», а также «Успение Богоматери» и «Троица ветхозаветная», представленные в экспозиции музея, написаны в 1906 - 1907 годы в мастерской Г.Ф. Шалавина из села Каргапольское Шадринского уезда. Георгий (в быту Егор) Федотович Шалавин (родился в начале 1860-х – умер в 1930-е) происходит из династии иконописцев Вязниковского уезда Владимирской губернии. В 1880-е годы молодой Георгий переехал в село Каргапольское, завел семью и продолжил дело отца и деда, занявшись написанием икон. Три вышеназванные иконы могли быть выполнены Георгием Шалавиным для единоверческой церкви села Савино Курганского уезда (сохранился договор 1906 г.). Они написаны в иконописной манере, в них используются двуперстие святых и старообрядческая символика, но они по-народному декоративны, колорит их яркий, праздничный. Фигуры приземистые, лики с резкими чертами. И в них чувствуются индивидуальные художественные приемы автора, свои особенности в приемах разделки позема (земли), архитектуры, написания ликов. Фоном икон служит металлическая (серебряная) подкладка под лаком.

 

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новости о последних мероприятиях Музея первыми